БЕСЕДА "КАК УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА"
Наступила осень, а с ней и изменения в нашем самочувствии. Организм еще помнит летний отдых и никак не хочет переключаться на борьбу с изменениями погоды и инфекциями. Детки вновь пошли в детские сады и школы и снова начали болеть. А впереди грипп… Так что же нужно знать о самых частых заболеваниях у детей осенью и зимой, как обезопасить своего ребенка от развития осложнений и снижения иммунитета организма?
— Как можно улучшить (повысить) иммунитет ребенка? Что нам попить?
Сразу скажу, что детей, которые не болеют, не существует. На детский возраст, как правило, приходится большее число именно инфекционных болезней. И здесь нет ничего удивительного, поскольку ребенок ведет естественный образ жизни – не ест острого и соленого, не ссориться с начальством, не употребляет алкоголь и т.д. Поэтому для него маловероятны инфаркты, инсульты, сахарный диабет, язвы желудка и многое другое.
Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным числом микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни – неизбежность. Но всегда найдется микроб, от которого защиты нет. Поэтому болеют все – и дети, и взрослые. И совершенно не принципиально – болеть или не болеть. Важно, как болеть – насколько часто и как тяжело.
Для нашего с Вами взаимопонимания достаточно знать следующее: ИММУНИТЕТ – это способность организма себя защищать. Защищать от всего, что для организма не является естественным: от вирусов, бактерий, от ядов, лекарств, от раковых клеток (которые, кстати, ежедневно образуются в самом организме в огромных количествах).
Вы должны знать, что у новорожденного ребенка почти такая же кровь, как у его матери. То есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным заболеваниям, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4 , в крайнем случае на 6 ( и это при грудном вскармливании). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его способным бороться с инфекциями.
Не вызывает сомнения и тот факт, что на сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности. Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок заболеет (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Вывод однозначен – решая вопрос о повышении иммунитета у ребенка, мы будем исходить из того, что ребенок уже есть и не будем углубляться в подробности, на которые мы уже никак не можем повлиять.
Когда же приспосабливаться не к чему (сытно, чисто, тепло, не дует и т.п.) — приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни Вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.
А жизнь человеческая все-таки не очень коротка. И на пути Вашего малыша рано или поздно появятся сквозняки и лужи, жаркое солнце и мокрый снег с дождем, необходимость посещения детского сада (школы).
— Ну как же все-таки повысить иммунинет? – снова спросите Вы.
А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические — это конкретные лекарства, физиологические — это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.
Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы — и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т.д. и т.п. — все это должно работать. Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.
А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?
- на рост и развитие;
- на двигательную активность;
- на поддержание температуры тела.
Ну, что касается роста и развития, — на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать, или погулять? А поддержание температуры тела — одеть или не одеть?
Неправда ли глупо, заправить полный бак бензином и поставить машину в гараж на год. А напихать в ребенка еды и загнать в постель — это как?
Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три — голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм — не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 10 км в день и выгонять раздетым на мороз. Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).
Но чаще мы проявляем свою любовь и заботу к детям, покупая вкусную еду, модную дорогую одежду, красивые и многочисленные игрушки?
В целом, ответ на вопрос «Почему болеют любимые дети?» становится более-менее понятным. И будет вполне логично, если читатели воспримут настоящую статью не в качестве руководства к действию, а в качестве информации к размышлению.
— Наш педиатр в очередной раз выставила диагноз «ОРЗ», лечение всегда назначается одно и тоже. Может быть поэтому у ребенка развились осложнения?
При заболевании ребенка врач очень ставит диагнозы – «ОРВИ» и «ОРЗ», а родители говорят, что ребенок простудился.
Давайте немного разберемся с врачебной терминологией, чтобы и Вам, уважаемые мамы, можно было участвовать в процессе снижения заболеваемости у малыша.
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) — самые распространенные болезни — до 90% всех случаев инфекционных заболеваний. Ими болеют все — одни чаще, другие реже, но все. Зимой чаще (вирусы в это время намного активнее), летом — реже, но все равно болеют.
Симптомы ОРВИ зависят, прежде всего, от того, где, на каком участке дыхательных путей вирус вызвал наиболее сильный воспалительный процесс. Для обозначения этого места существует множество страшных медицинских слов. РИНИТ — поражение слизистой оболочки носа, ФАРИНГИТ — поражение слизистой оболочки глотки, НАЗОФАРИНГИТ (нос и глотка одновременно), ТОНЗИЛЛИТ (миндалины), ЛАРИНГИТ (гортань), ТРАХЕИТ (трахея), БРОНХИТ (бронхи), БРОНХИОЛИТ (самые мелкие бронхи — бронхиолы).
Симптомы ОРВИ всем прекрасно известны, хотя бы потому, что человека, который ни разу ОРВИ не болел, просто не существует. Вначале недомогание, ну а повышение температуры тела, насморк и кашель долго себя ждать не заставляют. Простудился — убежденно заявляет человек. Именно в этой связи очень хотелось бы объяснить разницу между такими понятиями, как «простудился» и «заразился», поскольку значение часто употребляемого слова «простуда» на самом деле не всем известно.
Итак, ПРОСТУДА — охлаждение, которому подвергся организм и болезнь, вызванная таким охлаждением.
Главный вывод из этого определения состоит в том, что простуда, как правило, не имеет никакого отношения к ОРВИ. И в носу, и в глотке, и в бронхах имеется достаточное количество микробов (не вирусов, а бактерий), которые вызывают заболевания (все те же фарингиты и тонзиллиты), при ослаблении защитных сил организма, чему и способствуют переохлаждения, повышенная потливость, хождение босиком, избыточные физические нагрузки, сквозняки, холодная вода. А заболеть ОРВИ — это, значит, заразиться от уже больного человека.
И еще про один медицинский термин, который всем знаком — ОРЗ, что расшифровывается как острое респираторное заболевание. Если врач убежден в том, что насморк, кашель и повышение температуры вызваны вирусом, то он (врач) употребляет уже известное нам понятие ОРВИ. В этой ситуации очень удобно говорить про ОРЗ, поскольку понятие «острое респираторное заболевание» объединяет в себе и ОРВИ, и простуды, и обострение хронических инфекций носоглотки, и бактериальные осложнения ОРВИ.
— У моего ребенка температура, как нам быстрее выздороветь и избежать осложнений? Может быть попить антибиотик?
Почти все проявления респираторной вирусной инфекции — повышение температуры тела, насморк, кашель, отказ от еды — представляют собой способы борьбы организма с возбудителем инфекции.
Повышение температуры тела — наиболее типичное проявление не только ОРВИ, но и любой инфекционной болезни. Организм, таким образом, сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителем.
Главное для нас следующее. При повышении температуры тела необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло. Тепло теряется двумя путями — при испарении пота и при согревании вдыхаемого воздуха. Два обязательных действия: 1. Обильное питье — чтобы было чем потеть. 2. Прохладный воздух в комнате (при условии теплой одежды на ребенке).
Чем выше температура тела, чем интенсивнее потоотделение — тем больше надо пить. Оптимальный напиток для ребенка — компот из сухофруктов, содержащий очень многие необходимые вещества, к примеру, калий очень (!) нужный для нормальной работы сердца и сосудов, особенно при высокой температуре. А вот чай с малиной резко усиливает образование пота. Поэтому Вы должны быть уверены в том, что есть, чем потеть, а, значит, до малины надо бы дать малышу выпить еще чего-нибудь (того же компота).
Если компота не охота, а охота чего-либо другого помните: лучше любая жидкость которую ребенок пить согласен (минеральная вода, отвары трав, калина, шиповник, смородина и т.д.), чем не пить вообще.
Но если у малыша температура тела перевалила за 38,5, либо он вообще плохо переносит любое повышение температуры, а также имеются сопутствующие заболевания нервной системы (перинатальная энцефалопатия, судорожная готовность и т.д.) то Вы конечно же, должны дать жаропонижающие препараты.
Сразу же отмечу: эффективность любых лекарств снижается, а вероятность побочных реакций значительно увеличивается, если не решены указанные выше две главные задачи (не обеспечен должный режим питья и не снижена температура воздуха в помещении).
Для использования в домашних условия оптимальны два препарата — парацетамол (он же Панадол, Эффералган, Калпол как свечи, так и суспензии) и ибупрофен (Нурофен).
В отношении парацетамола, хотелось бы отметить следующее: этот препарат с одной стороны весьма безопасен, а с другой — не очень эффективен. Ни при одной серьезной инфекции добиться с его помощью существенного снижения температуры тела не удается. Именно поэтому, парацетамол всегда должен быть в доме, поскольку помогает людям правильно оценить серьезность болезни: если после приема температура снизилась, значит с высокой степенью вероятности можно заключить, что ничего страшного (более страшного чем ОРВИ), у Вас нет.
А вот если эффект от приема парацетамола отсутствует — тут уже самое время подсуетиться и не откладывать в долгий ящик обращение к врачу.
И не стоит с первых же минут снижать температуру тела, это затрудняет распознавание иммунной системой вируса или бактерии и затягивает болезнь. Организм должен настроиться на борьбу. Наша задача ему помочь, а не заменить его силы.
Насморк, чаще всего, является проявлением именно вирусного заболевания. Во-первых, организм, таким образом, пытается остановить инфекцию в носу (не пустить ее дальше — в горло, в легкие), а, во-вторых, слизистая оболочка носа выделяет слизь (на человеческом языке она называется «сопли»), которая в огромных количествах содержит вещества, нейтрализующие вирусы. Главная задача — не допустить высыхание слизи. Для этого необходим, опять-таки, чистый прохладный воздух и достаточное количество жидкости, употребляемой внутрь. Если слизь высохнет — Вы будет дышать ртом и тогда начнет высыхать слизь в легких, закупоривая бронхи, а это одна из главных причин развития в них воспаления (пневмонии).
При температуре в комнате выше 22 градусов слизь высыхает очень быстро. Выводы очевидны.
Помочь себе можно, увлажняя носовые ходы каплями, которые делают слизь более жидкой. Самое простое и всем доступное средство — физиологический раствор (есть во всех аптеках). Это обычная вода с добавлением небольшого количества соли. Передозировать его невозможно, поэтому капайте совершенно спокойно хоть каждые полчаса по 3-4 капли в каждую ноздрю (в случае, когда аптека далеко или бежать туда нет времени, можете сделать некоторое подобие физиологического раствора сами — на 1 литр кипяченной воды добавьте 1 чайную ложку соли, если же быть более точным — 9 грамм).
Нежелательно использование при обычном (вирусном) насморке сосудосуживающих капель (нафтизин, галазолин, назол, називин) длительное время (более 3-5 суток). Вначале становится очень хорошо — исчезает слизь, а потом очень плохо — начинается отек слизистой оболочки носа. Проявляется это так: сопли бежать перестали, но носовое дыхание не только не восстанавливается, но еще и ухудшается . А чтоб снова стало хорошо, опять приходится капать. И так до бесконечности. Повторяю: насморк — это защита. Он сам пройдет, если не мешать, а помогать.
Теперь про кашель. Любой нормальный человек должен хотя бы иногда кашлять. Организм, таким образом, очищает легкие от слизи, которая в них накапливается. Иначе быть не может, потому что дышит человек не самым чистым воздухом. При любых болезнях легких и верхних дыхательных путей количество слизи увеличивается — надо чистить бронхи и нейтрализовать вирусы и бактерии. А накапливающуюся слизь (она называется мокротой) организм удаляет посредством кашля. Но у детей кашлевой рефлекс бывает очень слабым, это может способствовать застою мокроты в бронхах. И здесь уже жди бронхита, а то и пневмонии.
Как и в отношении носа, главное — предотвратить высыхание мокроты — все те же прохладный воздух, питье, не плохо бы и ингаляции с тем же физиологическим раствором. Категорически недопустимо без указания врача использовать лекарственные средства, угнетающие кашель (глауцин, либексин, тусупрекс, бронхолитин)!
Главный, весьма утешительный и весьма оптимистический вывод: в подавляющем большинстве случаев организм ребенка вполне способен к тому, чтобы без всякой посторонней помощи справиться с вирусной инфекционной болезнью. И главная наша задача организму не мешать!
Здоровья Вам и вашим детям!
Шурупова О.С., МОУ «Школа №6 г. Тореза», зам. директора по УВР |