Воскресенье
18.08.2019
16:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МОУ "Школа №6 города Тореза"
Главная Регистрация Вход
"Будующий первоклассник" »
Меню сайта

Оцените наш сайт
Оцените наш сайт
Всего ответов: 391

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников

Первый раз – в первый класс!

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.

Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.

Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.

Второй способ определить готовность ребенка к школе.

Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.

Важно получить следующую информацию:

Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?

Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?

Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов.

Психологи и педагоги разработали тест, позволяющий определить степень готовности ребенка к школе. Для этого теста участие дошкольника совершенно не обязательно.

На вопросы отвечают родители. За каждый утвердительный ответ – 1балл.

ИТАК

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка то, что в школе он узнает много нового и в ней ему будет интересно?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение хотя бы полчаса  (например, собирать конструктор)?
  4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваше чадо читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  1. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  2. Умеет ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  3. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  4. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  5. Может ли он обобщать понятия (скажем, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
  6. Может ли ваше чадо точно выполнить словесные инструкции?

Результаты тестирования:

13-16 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а возникшие школьные трудности будет легко преодолевать;

8-12 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

7 баллов и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся развитию.

Занимаясь с ребенком, помните, пожалуйста,

 несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не предлагайте ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
  • Полезнее всего использовать упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка внятно повторять слова, знакомые и незнакомые («электрификация», «аспирантура» и т.д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Я садовником родился...» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задания на тему «Найди десять отличий». Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
  • Как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, постарайтесь создать здоровый настрой перед школой, при котором ваш первоклассник стремился бы к знаниям и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Советы логопеда родителям будущих первоклассников.
На что нужно обратить внимание в развитии речи дошкольников?

1. Ребенок к 6 годам должен произносить все звуки.
У некоторых детей с ОНР могут оставаться несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы (Ж,Ш,Ч,Щ,Р,РЬ).
2. Состояние фонематических процессов.
Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания слогов типа: ба-па-па, та-ца-та, вы-вы-фы и т.п. Однако  у некоторых детей с ОНР все еще может отмечаться смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в акустическом и артикуляторном планах звуков: С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ч-Ц, СЬ-Щ.
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словоизменение (кукла –нет куклы - дам кукле – вижу куклу –играю с  куклой – мечтаю о кукле,  игрушка-игрушки и т.д.), словообразование (дождь – дождик, сахар – сахарница и т.д., согласование и управление (высокое дерево, два ведра, пять груш, вышел из дома, рассказал о друге), адекватное употребление сложных  предлогов (из-за, из-под, над, с(со) и т.д.).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Шестилетний ребенок должен уметь  безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Однако слоговая структура все еще  может искажаться в 4- 5ти и более сложных словах с одним или двумя стечениями согласных (строительство, водопроводчик и т.п.)
5. Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха,  конькобежец и т.д.) вызывает трудности. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).
6. Состояние связной речи.
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего  первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
А также:
Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликации).
Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях  положения тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).
Неврологический статус (определяют специалисты).
Коммуникативные умения (общение в детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
Развитие элементарных математических навыков.
Развитие процессов внимания и памяти
(например, запоминание 7-8 слов, предметов).
Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнегос объяснением).
Развитие чувства ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое.
Ребенок понимает прочитанное.
Письмо печатными буквами.
Нет зеркально написанных  букв.
Желаем Вам и вашим детям успехов!

Мудрые мысли

Форма входа

Поиск по сайту

Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта
Кафедра природничо-математичних дисциплін Торезького ММЦ
Сайт учителя информатики Маруды Ю.В.
Сайт учителя инфор-ки Балычева Р.С.
Торезский метод. центр
МОН ДНР
Донецкий обл. ИППО
Украинский центр оценивания качества образования
Відділ інформаційних технологій ДонОблІППО

Архив записей